Краски для дорожной разметки. Специфика и особенности производства ЛКМ в РФ.
краска для дорожной разметки - производство и продажа компания Царство Холода
«В России две беды: дураки и дороги»
Н.В.Гоголь
Именно этой цитатой хочется охарактеризовать всю дорожную ситуацию в стране. А ведь именно от качества дорог и дорожного покрытия напрямую зависит не только скорость передвижения, но и наша безопасность.
Как известно, качество дорог определяют четыре группы показателей: технико-экономические, эргономические, транспортно-эксплуатационные и технологические. К двум последним можно отнести краску для дорожной разметки.
Ни для кого не секрет, что стоимость дорожного покрытия в России в среднем в 2-3 раза выше стоимости аналогичного покрытия в Европе, а эксплуатационные характеристики, вынуждены отметить, значительно хуже.
При этом хотелось бы отметить, что правительство РФ намерено инвестировать в дорожное строительство России сумму около 8,4 трлн. рублей до 2020 года.
На фоне таких астрономических цифр печально осознавать, что лишь малая доля этой суммы коснется отечественных производителей лакокрасочной продукции, а именно красок для дорожной разметки, поскольку приведенная стоимость краски в стоимости окрасочных работ по её нанесению составляет менее 10%, а в стоимости самого дорожного ПК – менее 1%.
Однако здесь необходимо отметить, что именно производители лакокрасочной продукции подвергаются наибольшему прессингу по снижению стоимости ЛКМ со стороны компаний, занимающихся нанесением лакокрасочного покрытия. При этом значение дорожного покрытия трудно переоценить, так как именно от правильно нанесенной и качественной продукции зависит безопасность участников дорожного движения, а также правильная эксплуатация самого дорожного покрытия.
Дорожная разметка фактически подразделяется на два типа: краски на основе термопластика и краски на основе термопластичных акриловых смол. Вне всякого сомнения, срок службы покрытия на основе термопластика значительно дольше, чем покрытия на основе обычной краски, однако при этом стоимость нанесения значительно выше. Также существуют специальные требования к окрасочному оборудованию для нанесения краски на основе термопластика. Именно поэтому на российских дорогах наиболее востребован второй вид лакокрасочных систем.
К наиболее важным потребительским характеристикам краски для дорожной разметки можно отнести:
- время высыхания - колеблется от 15 до 30 мин. Напрямую зависит от типа используемого пленкообразователя;
- твердость покрытия – от 0,25 до 0,4; в том числе зависит от типа пленкообразователя;
- адгезия – не менее 1 балла; зависит от типа пленкообразователя;
- укрывистость – не более 200 г/м2 по сухой пленке; в основном зависит от типа используемого пигмента.
В настоящее время перед отечественными производителями красок для дорожной разметки стоит непростая задача – производство качественного ЛКМ, отвечающего всем заданным свойствам, при этом по беспрецедентно низким ценам. К примеру, средняя стоимость закупки готового ЛКМ не превышает 70-75 руб/кг, при этом необходимо подчеркнуть, что стоимость сырьевых компонентов постоянно растёт.
Именно этой проблемой – созданием сравнительно качественной краски для дорожной разметки с невысокой стоимостью – озадачились технические специалисты компании «Аттика» и немецкой компании Synthopol Chemie. Ассортимент поставляемых термопластичных акрилатов производства Synthopol Chemie достаточно велик.
Ниже в табл.№1 приводятся основные типы пленкообразователей и области применения готовых ЛКМ на их основе.
Смола
|
Грунт
|
Основное применение
|
SA 397
|
металл / пластик
|
Электроизоляционные платы
|
TS 4496
|
пластик / металл
|
Покрытие голограмм
|
SA 521
|
асфальт / бетон / металл
|
Дорожная разметка / фасады
|
SA 526 HS
|
асфальт / бетон / металл
|
Высокотвердая дорожная разметка / фасады
|
TS 2104
|
асфальт / бетон / металл
|
Дорожная разметка / фасады
|
TS 3759
|
асфальт / бетон / металл
|
Высокотвердая дорожная разметка / фасады
|
TS 3392
|
асфальт / бетон / металл
|
герметики
|
TT 1052
|
асфальт / бетон
|
аэрозоли / маркировка для уличных работ / маркировка деревьев
|
SA 587
|
бетон
|
фасады
|
TT 1002
|
бетон / фарфор / стекло
|
минеральная / печатная краска
|
LS 60/037 T
|
бетон / фарфор / стекло
|
минеральная / печатная краска
|
TS 3912
|
асфальт / бетон / металл
|
Краска для крыш
|
T 1289
|
асфальт / бетон
|
Краска для крыш/балконов
|
В рассматриваемом нами случае мы хотели бы остановиться на одном типе связующего – Synthalat A 526 HS.
Термопластичная высокотвердая смола Synthalat A 526 HS специально разработана как связующее для красок для дорожной разметки, отличающихся быстрым высыханием, хорошей постоянной гибкостью и стабильностью цвета. В отличие от других сохнущих на воздухе связующих, эта смола позволяет получить покрытие с высокой твердостью и низким содержанием растворителя. Synthalat A 526 HS представляет собой 60% раствор в смеси органических растворителей (ксилол-бутилацетат).
Нашими специалистами была разработана краска, отвечающая следующим характеристикам:
№
|
Показатель
|
Норматив
|
Фактическое значение
|
1
|
Вязкость: ВЗ-246, с
|
90-110
|
102
|
2
|
Сухой остаток не менее; %
|
73/75
|
74,7
|
3
|
Твердость по ТМЛ, усл.ед.
|
0,3
|
0,36
|
4
|
Укрывистость по сухой плёнке не менее, г/м2
|
200-250
|
207
|
5
|
Адгезия, усл.ед.
|
1
|
1
|
6
|
Истираемость не менее, кг/мкм
|
0,8/1,0
|
1,0
|
В результате приведённых испытаний в нашей лаборатории была получена рецептура, которую можно рассматривать в качестве базовой:
№
|
Компонент
|
% содержание
|
1
|
Synthalat A 526 HS
|
20,5
|
2
|
Этилацетат
|
7,4
|
3
|
Ацетон
|
2,4
|
4
|
Толуол/Ксилол
|
10,7
|
5
|
EFKA 4010 *
|
0,3
|
6
|
Микрокальцит
|
41,9
|
7
|
Микротальк - 07-98
|
2,9
|
8
|
Диоксид титана, отечественный
|
13,9
|
* - несмотря на основную задачу – сделать недорогую рецептуру краски – использование диспергатора EFKA 4010 целесообразно и экономически обоснованно, т.к. позволяет уменьшить время диспергирования краски для дорожной разметки более чем в 2 раза: нужная степень перетира достигается через 30 мин, по сравнению с 75 мин. без введения EFKA 4010.
При этом значительно уменьшаются энергозатраты, сокращается испарение летучих растворителей и значительно повышается производительность оборудования.
Помимо этого были проведены независимые испытания ПК на истираемость в испытательном центре «ВНИИГС», в результате чего получены удовлетворительные результаты.
Таким образом, несмотря на жесткие экономические стоимостные рамки готовой продукции, была получена качественная краска для дорожной разметки на основе термопластичной акриловой смолы Synthalat A 526 HS (Synthopol Chemie), отвечающая всем потребительским требованиям, а также жестким условиям эксплуатации дорожного покрытия. Период эксплуатации краски для дорожной разметки на территории Северо-Западного региона составил более 6 месяцев.
На основе термопластичных связующих Synthalat в Германии производится достаточно большое количество красок для дорожной разметки, срок эксплуатации которых превышает 1 год.
|